Мотивация в непрофессиональном взрослом танцевальном коллективе. 

Главная Статьи Мотивация в непрофессиональном взрослом танцевальном коллективе. 

Когда я ставила свои спектакли, частенько мечтала о профессиональной труппе: жесткий график репетиций, ответственность за прогулы, конкуренция за роли, высокий уровень.

Но что, если вы не можете предложить своим танцовщикам социальных гарантий и регулярных выплат? Что, если проект некоммерческий, а хочется результата? Как мотивировать ваших взрослых, работающих, в некоторых случаях детных исполнителей бросать все дела три-четыре раза в неделю и не просто заниматься «для себя», а вкладываться в танец телом, душой и ресурсами? За шесть лет существования «Коломбины» у меня появилось несколько работающих идей, которыми я бы хотела поделиться. Сразу оговорюсь, что эти выводы были сделаны после прогулок по некоторым «граблям». И надеюсь, в будущем мне самой хватит выдержки все их одновременно применять.

Начнем с «высокого». Один из самых радостных видов мотивации – это заинтересованность в проекте. Ваша задача как руководителя выбирать для постановок такие темы, которые будут зажигать не только лично вас, но и танцовщиков, и так ярко, «вкусно» и увлекательно о них рассказывать, чтобы каждому захотелось оказаться причастным к задуманному номеру или спектаклю. Получится, только если у вас во лбу горит «лампочка», освещающая весь будущий непростой подготовительный путь. Вашей собственной заинтересованности и оптимизма должно хватать на десятерых, тогда окружающие подхватят их и, сделав вашу мечту и своей тоже, будут радостно работать на ее реализацию. Этот вид мотивации, по опыту, дает наилучшие творческие результаты и приносит больше всего удовольствия.
Второй момент – роли и сцена. Многие в детстве и юности мечтали попасть в театр или кино, мысленно примеряли на себя любимые образы, однако актерами стали единицы, да и те играют не только Гамлетов и Джульетт, но и подрабатывают аниматорами на детских днях рождения. Непрофессиональные же постановки хороши тем, что дают возможность реализации людям, которые по тем или иным причинам не попали на большую сцену. При этом если вы угадали с типажом, если человек действительно хочет сыграть предложенную вами роль, то он может выдать на сцене такую драму, такой накал страстей, что позавидуют выпускники театральных академий.
Важно верно определить сильные стороны ваших танцовщиков, чтобы каждый выход в спектакле был «минутой славы». Можно поставить человека на главную роль, если у него слабоватая танцевальная подготовка, но при этом подходящий тип внешности и заметные актерские способности (компенсируйте хореографией). Можно и нужно выпустить принцессой взрослую женщину, если она милая, музыкальная, выразительная. Можно сделать резкость пластики изюминкой, подобрав подходящий образ – характерный или антагониста.
Также вы можете мотивировать танцовщиков возможностью обучения и личного развития. Мы живем в эпоху культа спортивного подтянутого тела, а сценический танец невозможен без ОФП, растяжки, гибкости, выворотности. Если ваш тренировочный процесс дает людям видимый результат (сел на шпагат, похудел, выросла мышечная масса, повысилась выносливость), то они будут прогуливать репетиции только при крайней необходимости.
Все любят трюковые элементы. Поддержки, перевороты и прыжки весело и азартно разучиваются, а потом с удовольствием демонстрируются на вечеринках и в спортзале. Чуть больше уверенности в себе и владения своим телом – чуть больше лояльности к вашему проекту.
Кроме того, огромное значение имеет атмосфера в коллективе. В непрофессиональной труппе она может быть только доброжелательной, уважительной, теплой. В противном случае ваши танцовщики быстро разбегутся. Завися от зарплаты, человек терпит неприятных коллег и колкости начальства — и то до определенного предела, — участвуя же в творческом проекте, он тем более долго терпеть не будет, а поищет другой, более близкий ему коллектив. Конечно, без критики, исправления ошибок, даже замечаний насчет внешности – мы же, в конце концов, создаем образ для зрителя – не обойтись, но нужно следить, чтобы они были максимально корректными. Создать непринужденную творческую атмосферу в коллективе можно, только если вы искренне тепло относитесь к вашим танцорам, а они – к вам. Что-то вам, конечно, простят за постановку и за труды, но никто не Григорович, кроме Григоровича, поэтому зарываться не стоит.
Кстати, обращайте внимание не только на себя и свои слова (хотя на них в первую очередь), но и на всех участников и их реплики. Если в коллективе завелся товарищ, который любит проверять чужую психику на прочность, например, рассказывая девочкам, какие они толстые, а мальчикам, какие они слабые, пресекайте. Иначе с ваших репетиций люди будут уходить расстроенными и опустошенными, даже если вы сами ничего плохого не сделали.
И самое важное – индивидуальный подход. Если проект растянут во времени, приходится вольно или невольно становиться психологом. Вам будут рассказывать о состоянии здоровья, проблемах с супругами и детьми, авралах и командировках на работе, личностных кризисах. И все это надо выслушивать, запоминать, давать обратную связь, иначе вы рискуете потерять важного исполнителя накануне спектакля, не успев подготовить замену.
Самое милое дело – это танцовщики со стабильным интересом, «марафонцы». Они близки вам по духу, по творческому подходу, поэтому им нравится с вами работать. Кроме того, они годами могут совершенствоваться в одном деле, получая от этого радость. Другой случай – люди с интересом циклическим, «спринтеры». Как правило, они очень быстро зажигаются проектом, вбрасывают в него свою энергию, с энтузиазмом действуют, но потом так же быстро остывают и хотят переключиться на что-то новое. Для таких людей, если они вам нравятся и важны для проектов, каждый их цикл нужно придумывать следующий вызов, свежий мотив оставаться в коллективе, например, неожиданную роль, фестиваль или конкурс, фотосессию. Кстати, поездки и околотанцевальные активности работают в плюс на мотивацию всего коллектива.
Отдельное искусство – распознать «гастролеров», которые пришли в коллектив не для реализации проекта, не для саморазвития и не для общения с конкретными людьми, а просто чтобы занять несколько вечеров и «размяться». В этом нет ничего плохого, если вы ведете платные занятия в коммерческой школе. Тогда ни один ученик не лишний. Если же вы работаете на результат, то время и внимание, ушедшее на гостя, не просто зря потрачено, но и отобрано у тех, кто замотивирован. Вот некоторые признаки «гастролера», которые я заметила: как правило, он ходит не только к вам, но и в другие студии; у него нет общих интересов и тем для разговора с постоянными участниками коллектива; он пришел не от хорошей жизни, а чтобы отвлечься от каких-то проблем, и, когда все наладится, исчезнет с горизонта. Конечно, бывают исключения, и случайные люди остаются достаточно долго, чтобы успеть внести свой вклад в развитие коллектива.
Последний вопрос – что делать, если, несмотря на все усилия, человек теряет интерес ближе к концу сезона или накануне премьеры? Не стесняйтесь взывать к совести. Объясните, что, ввязавшись в проект несколько месяцев назад, он взял на себя определенную ответственность перед остальными (и это правда), и, репетируя теперь спустя рукава, он подводит остальных. Не со всеми, но работает.
А еще не забывайте говорить людям «спасибо». Ведь именно благодаря их времени и силам, их рукам и ногам расплывчатые образы из вашей головы обретают жизнь на сцене.
Подробнее об авторе:
Алла Бренёва, руководитель танцевального коллектива «Коломбина», постановщик спектаклей «Снежная королева» и «Мастер и Маргарита».

Заказать звонок
Заказать звонок

Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Заказать товар

Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности